Есть несколько продуктовых категорий, которые всегда хорошо продаются: это футболки, трикотаж, джинсы, обувь и верхняя одежда. На них всегда можно заработать.
Конечно, много зависит от составов, от цены, от внешнего вида, но шанс провалиться конкретно в этих категориях — очень маленький. Если у них хорошая посадка, хорошая цена — мы обязательно будем предлагать эту модель клиентам.
По поводу верхней одежды: клиенты живут в Казахстане, России, у нас холодно. Верхняя одежда — дорогой товар, но необходимый. Легкие пуховики хорошо продаются в одном регионе и совсем не продаются в другом; теплые пуховики где-то совсем не нужны, а где-то в них ходят полгода.
Но в целом эти четыре категории остаются с нами всегда.
Чтобы выявить базовый ассортимент, на котором мы точно сможем заработать, нужна статистика продаж.
Байеры формируют отчеты по хитам и аутсайдерам, и знают лучшие продажи в лицо. Хиты — это товары, которые были проданы без скидки.
Байер может работать с одеждой, бельем, аксессуарами, в любом ценовом сегменте и любом регионе, и везде будет своя специфика.
Очень важно угадать момент, когда вещь окажется на пике моды, и заказать или предложить клиентам нужное количество, которые точно должны легко продаваться. Но все байеры — люди. Невозможно просчитать все. Когда прогнозируешь, какой тренд сработает на той или иной территории, ты можешь ошибиться.
А еще есть такое понятие — байерская чуйка. Иногда просто знаешь, что вот эту блестящую кофточку точно надо заказать. Почему байеров не заменят машины? Потому что насмотренность и опыт прогнозирования для каждой конкретной точки продаж, для конкретной группы потребителей с учетом локальных трендов воспитывают способность заказывать вещи, которые вы никогда не продавали раньше, но знаете: сейчас они точно покажутся интересными клиенту. Работа байера по большей части — это скрупулезный анализ продаж и закупка на базе точно рассчитанных прогнозов, но прощупывать тренды нужно обязательно, а без некоторой доли риска делать это невозможно.
Что берут из люкса?
В люксе также актуальной будет медленная мода. Мы не знаем, когда в следующий раз мы сможем выехать, поэтому лучше брать то, что будет актуально несколько сезонов. Это актуально и для людей, которые копят на люксовую вещь: они тоже хотят базу, которая долго не устареет.